МИНОМЕТЫ И РСЗО
Газ-мм с 82мм 82-мм миномётом семейства БМ
Малосерийное производство 82-мм миномётов началось в 1935—1936 годах (к 1 ноября 1936 года было изготовлено 73 шт.), с 1937 года к их выпуску были привлечены заводы № 7, № 106 и № 393 и объёмы производства увеличились[16].
Уже в начале 1939 года было отмечено возросшее значение миномётов в условиях войны в Испании[17]. После оценки успешного опыта применения 82-мм миномётов в боях на Халхин-Голе[18], с начала 1940 года объёмы их выпуска увеличиваются — в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) «Об увеличении производства миномётов и мин» от 30 января 1940. Тем не менее, в требуемых масштабах 82-мм миномёты армия начала получать только перед началом Великой Отечественной войны[19].
БМ-13
Буксируемая артиллерия
45-мм противотанковая пушка образца 1937 года
45-мм противотанковая пушка образца 1937 года (сорокапятка, индекс ГАУ — 52-П-243-ПП-1) — советское полуавтоматическое противотанковое орудие калибра 45 миллиметров. Оно использовалось на первом этапе Великой Отечественной войны, но в связи с недостаточной бронепробиваемостью было заменено в 1942 году на более мощную пушку М-42 того же калибра. Окончательно пушка образца 1937 года была снята с производства в 1943 году; за 1937—1943 годы промышленность СССР изготовила 37 354 таких орудий.
76-мм полковая пушка образца 1927 года
76-мм полковая пушка образца 1927 года (индекс ГАУ — 52-П-353) — советское лёгкое полковое орудие калибра 76,2 мм непосредственной поддержки пехоты и кавалерии огнём и колёсами. Оно является первым крупносерийным образцом артиллерийской техники, созданным в СССР. Пушка находилась в серийном производстве с 1928 по 1943 год, принимала активное участие во многих предвоенных вооружённых конфликтах с участием СССР, а также в Великой Отечественной войне. Всего было выпущено около 18 000 орудий этого типа. Полковые пушки, постоянно находившиеся в боевых порядках пехоты и оперативно подавлявшие огневые точки противника, пользовались любовью и уважением со стороны пехотинцев и собственных расчётов; в солдатском лексиконе их называли «полковушками» или ласково-эмоционально «бобиками»[1].
57-мм противотанковая пушка образца 1941 года(ЗиС-2)
76-мм дивизионная пушка образца 1942 года (ЗиС-3)
76-мм дивизионная пушка образца 1942 года (ЗиС-3, Индекс ГРАУ — 52-П-354У) — 76,2-мм советская дивизионная и противотанковая пушка. Главный конструктор — В. Г. Грабин, головное предприятие по производству — артиллерийский завод № 92 в городе Горьком. ЗиС-3 стала самым массовым советским артиллерийским орудием, выпускавшимся в годы Великой Отечественной войны. По простоте, малой массе и хорошим боевым качествам было одним из лучших орудий Второй мировой войны. В послевоенное время ЗиС-3 долго состояла на вооружении Советской Армии, а также активно экспортировалась в ряд стран, в некоторых из которых она находилась на вооружении и на 2016 год, и, вероятно, на вооружении в настоящее время
122-мм гаубица образца 1938 года (М-30)
152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1)
152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1[1], индекс ГАУ — 52-Г-536А) — советская гаубица периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1943 по 1949 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Принятие на вооружение в 1943 году мобильной и мощной гаубицы Д-1 повысило возможности танковых и моторизованных частей Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) по прорыву заранее и хорошо укреплённых оборонительных полос и районов противника.
203-мм гаубица образца 1931 года Б-4
Б-4 (индекс ГАУ — 52-Г-625) — советская гаубица большой (особой) мощности калибра 203,2 мм (8 дюймов). Полное официальное название орудия — 203-мм гаубица образца 1931 года. Во время Советско-финской войны это орудие использовалось для разрушения ДОТов и ДЗОТов линии Маннергейма. За это финны прозвали гаубицу «кувалдой Сталина». Оно активно и успешно использовалось во Второй мировой войне. Благодаря мощности, превосходной баллистике 1—12 переменных зарядов и углу возвышения 60° обеспечивался выбор оптимальной траектории для поражения разнообразных целей. 203-мм гаубица обр. 1931 г. оправдала все возлагавшиеся на неё надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укреплённых полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах, а после окончания Великой Отечественной войны долго состояла на вооружении Советской Армии как в буксируемом варианте, так и на самоходном лафете.
Артиллерийские тягачи
Т-20 «Комсомо́лец»
Армейские испытания «Комсомольца», проведенные в августе—ноябре 1937 года, показали, что он при условии устранения отдельных недоработок пригоден для буксировки названных артсистем и может быть принят на снабжение Красной Армии. Средняя скорость движения с прицепом по шоссе достигала 15—20 км/ч, по проселку и бездорожью — до 8—11 км/ч, что было признано весьма высокими показателями. Машина преодолевала ров 1,4 м, брод 0,6 м, стенку 0,47 м, деревья толщиной 0,18 м. Движение было возможно при крене 30о (иногда спадали гусеницы с короткими перьями траков). Радиус поворота составлял всего 2.4 м (разворот на месте), что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности тягача. Правда, автомобильный двигатель, не рассчитанный на длительную напряженную работу на гусеничном тягаче (и на танках), был перегружен и нередко преждевременно выходил из строя (износ шатунных подшипников, пробой прокладки головки, течи через сальники). Однако других подходящих — легких и компактных — двигателей тогда не было.
Выпуск тягача «Комсомолец» начался в 1937 году и кроме головного завода № 37 был развернут на спецпроизводстве ГАЗ. На последнем, в спецтехотделе, возглавляемом М. И. Казаковым, велись и самостоятельные работы по созданию легких артиллерийских тягачей на базе агрегатов автомобилей и легких танков. Ввиду напряженного положения в стране с выпуском бронелиста были сделаны попытки создания небронированных вариантов «Комсомольца» для возможности расширения его массового производства с использованием значительных мощностей автотракторных заводов. Такими машинами на заводе № 37 стали легкие тягачи ЛТ-1 и ЛТ-2 с автомобильными двигателями ГАЗ-М (50 л. с.) и ГАЗ-11 (76 л. с.), созданные в 1939 году под руководством Г. С. Суреняна. На ГАЗе в 1940—1941 гг. были построены (ведущие конструкторы Н. И. Дьячков и С. Б. Михайлов) легкие тягачи ГАЗ-20 («Комсомолец-2») с двигателем ГАЗ-М (60 л. с.) и ГАЗ-22 (Т-22) на базе легкого танка Т-40 (катки с индивидуальной торсионной подвеской) с двигателем ГАЗ-11. Все они имели задние ведущие звездочки, кабину и платформу — от грузового автомобиля ГАЗ-ММ, а по своим тяговым свойствам могли буксировать орудия дивизионной и зенитной артиллерии. Однако ввиду выявившихся существенных недостатков эти тягачи не поддержали военные, а доработка и постановка их на производство были нереальны в то сложное предвоенное время. Машина производилась в рамках четырех производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения. Окончание производства танка Т-38 позволило наладить заводу № 37 их массовый выпуск.
«Сталинец-65» (C-65)
«Сталинец-65» (C-65) — модель советского трактора, выпускавшаяся на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Цифры в названии означают количество лошадиных сил нового дизельного двигателя М-17[2]. С-65 был предназначен для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, а также для привода стационарных машин. Однако с началом Великой Отечественной войны, в связи с потерями первого периода, большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. Их использовали для буксировки орудий большой мощности. Надо сказать, что за время войны, большое количество тракторов досталось в качестве трофеев немцам, которые также использовали их для буксировки орудий средних и крупных калибров.
Армейские испытания «Комсомольца», проведенные в августе—ноябре 1937 года, показали, что он при условии устранения отдельных недоработок пригоден для буксировки названных артсистем и может быть принят на снабжение Красной Армии. Средняя скорость движения с прицепом по шоссе достигала 15—20 км/ч, по проселку и бездорожью — до 8—11 км/ч, что было признано весьма высокими показателями. Машина преодолевала ров 1,4 м, брод 0,6 м, стенку 0,47 м, деревья толщиной 0,18 м. Движение было возможно при крене 30о (иногда спадали гусеницы с короткими перьями траков). Радиус поворота составлял всего 2.4 м (разворот на месте), что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности тягача. Правда, автомобильный двигатель, не рассчитанный на длительную напряженную работу на гусеничном тягаче (и на танках), был перегружен и нередко преждевременно выходил из строя (износ шатунных подшипников, пробой прокладки головки, течи через сальники). Однако других подходящих — легких и компактных — двигателей тогда не было.
Выпуск тягача «Комсомолец» начался в 1937 году и кроме головного завода № 37 был развернут на спецпроизводстве ГАЗ. На последнем, в спецтехотделе, возглавляемом М. И. Казаковым, велись и самостоятельные работы по созданию легких артиллерийских тягачей на базе агрегатов автомобилей и легких танков. Ввиду напряженного положения в стране с выпуском бронелиста были сделаны попытки создания небронированных вариантов «Комсомольца» для возможности расширения его массового производства с использованием значительных мощностей автотракторных заводов. Такими машинами на заводе № 37 стали легкие тягачи ЛТ-1 и ЛТ-2 с автомобильными двигателями ГАЗ-М (50 л. с.) и ГАЗ-11 (76 л. с.), созданные в 1939 году под руководством Г. С. Суреняна. На ГАЗе в 1940—1941 гг. были построены (ведущие конструкторы Н. И. Дьячков и С. Б. Михайлов) легкие тягачи ГАЗ-20 («Комсомолец-2») с двигателем ГАЗ-М (60 л. с.) и ГАЗ-22 (Т-22) на базе легкого танка Т-40 (катки с индивидуальной торсионной подвеской) с двигателем ГАЗ-11. Все они имели задние ведущие звездочки, кабину и платформу — от грузового автомобиля ГАЗ-ММ, а по своим тяговым свойствам могли буксировать орудия дивизионной и зенитной артиллерии. Однако ввиду выявившихся существенных недостатков эти тягачи не поддержали военные, а доработка и постановка их на производство были нереальны в то сложное предвоенное время. Машина производилась в рамках четырех производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения. Окончание производства танка Т-38 позволило наладить заводу № 37 их массовый выпуск.
Артиллерийский тягач «Коминтерн»
Создан в 1931 году по заданию Главного артиллерийского управления РККА инженерами Харьковского паровозостроительного завода под руководством Б. Н. Воронкова (ведущие конструкторы Д. М. Иванов и Д. Ф. Бобров). После существенной доработки конструкции с использованием ходовой части и некоторых других узлов и агрегатов среднего танка Т-24, в 1934 году началось серийное производство.
Всего за период с 1934 по 1940 год было изготовлено и поступило в войска 1 798 машин. В 1940 году производство было прекращено в связи с появлением более совершенного и мощного артиллерийского тягача «Ворошиловец».
«Ворошиловец» — советский тяжёлый артиллерийский тягач.
Задание
на разработку нового артиллерийского тягача, необходимого для перевооружения
советских войск правительство дало в 1935 году, тогда же и начались работы над
проектом. Для замены морально и технически устаревшему тягачу «Коминтерну»
требовалась совершенно новая машина, и работать над её созданием стали лучшие
профессионалы своего дела, конструкторы Харьковского паровозостроительного
завода имени Коминтерна, где ранее производился одноименный тягач. Два опытных
экземпляра тягача были готовы уже в 1936 году, они проходили заводские
испытания, а весной 1937 года один тягач совершил испытательный пробег своим
ходом в Москву. Пробег прошел без поломок, в Кремле опытный тягач увидел маршал
Ворошилов, тягач ему понравился и был одобрен в производство. Тягачи разрабатывались
с применением существовавшего в то время танкового дизельного двигателя БД-2.В
1938 году завершились официальные испытания нового многотопливного дизельного
двигателя В-2, который мог работать не только на дизтопливе, но и на керосине,
смешанном с моторным маслом, и на газойле тоже мог работать . Двигатель имел 12
цилиндров, мощность 375 л.с. систему смазки с сухим картером, не ограничивавшим
угол подъема и крена тягача на местности, запуск его мог происходить двумя
электростартерами (летом) или комбинированно, стартерами и сжатым воздухом –
зимой. Этот мотор и разместился под капотом (и полом кабины) тягача
«Ворошиловец», впоследствии этот дизель много где применялся, на различной
тяжелой технике в течении 40 лет. Летом 1939 года «Ворошиловец», оборудованный
уже новым мотором, проходил испытания на танковом полигоне в Кубинке, где
показал выдающиеся результаты. Он успешно буксировал как танки, так и
артиллерийские орудия, в том числе такие как 305-мм гаубицы, 280-мм мортиры,
152-мм и 210-мм пушки. Тягач мог преодолевать вброд глубину до 1.5 метра, такой
же глубины ров, осиливал подъем в гору с уклоном в 17 градусов 18- тонного
прицепа, максимальная скорость по шоссе составляла 37 км/час, скорость с полной
нагрузкой по шоссе достигала 20 км/час, на пересеченной местности средняя
скорость груженого тягача была 16 км/час.
САУ
СУ-1-12
СУ-12 и СУ-1-12 — советские самоходные артиллерийские установки на шасси грузовых автомобилей «Морланд» и ГАЗ-ААА соответственно. Вооружались короткоствольной 76,2-мм пушкой образца 1927 года, установленной на тумбовой установке на месте грузового отсека. САУ разработана в 1933 году, серийно производилась в 1933-1935 годах. Всего выпущено 99 машин, применявшихся в боях у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, а также в Зимней войне.
САУ на базе Т-26
5 августа 1933 года РВС СССР утвердил "Систему артвооружения РККА на вторую пятилетку". В рамках этой программы для механизированных соединений КБ завода № 185 имени С.М.Кирова в 1934 году разработало так называемый "малый триплекс". Он включал в себя три самоходно-артиллерийских установки на унифицированном шасси танка Т-26 — СУ-5-1, СУ-5-2 и СУ-5-3 — различавшихся в основном вооружением.
Все три самоходки "триплекса" имели полуоткрытую (забронированную спереди и частично с бортов) боевую рубку, размещенную над кормовой частью машины.
На САУ СУ-5-1 устанавливалась 76-мм пушка обр. 1902/30 г. Горизонтальный угол наведения пушки составлял ±15°, вертикальный — от-5° до +60°. Имелись штатные телескопический прицел и панорама Герца. При стрельбе с места полик заряжающего опускался. Боекомплект пушки, уложенный непосредственно в машине, состоял всего из пяти выстрелов. Поэтому предусматривался подвоз боеприпасов на специальном бронированном транспортере, выполненном на шасси Т-26.
СУ-5-2
СУ-5-2 отличалась от СУ-5-1 вооружением. На ней устанавливалась 122-мм гаубица обр. 1910/30 г., а на СУ-5-3 — 152-мм мортира обр. 1931 г. С целью повышения устойчивости при стрельбе у двух последних артсамоходов откидывались два сошника.
В 1934 году были изготовлены опытные образцы САУ "малого триплекса", но этап заводских испытаний преодолела только СУ-5-2, показавшаяся военным наиболее перспективной.
ЗИС-30
КВ-7
КВ-7 (Объект 227) — опытная советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны.
Эта боевая машина была разработана конструкторским бюро Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) в ноябре 1941 года под руководством Жозефа Яковлевича Котина, главного конструктора отечественных тяжёлых танков и САУ того времени. В создании КВ-7 также принимали участие Л. Е. Сычёв (ведущий инженер), Г. Н. Москвин, оружейные конструкторы Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) К. Н. Ильин и Г. С. Ефимов. Машина являлась первой построенной в СССР тяжёлой САУ во время Великой Отечественной войны. Хотя на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии КВ-7 не принималась и серийно не производилась, полученный при её разработке опыт позволил впоследствии за весьма короткое время создать серийные САУ этого класса.
СУ-76И
СУ-76И — средняя по массе советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса штурмовых орудий на базе захваченных Красной Армией немецких танков Pz Kpfw III и САУ StuG III. Индекс «И» в обозначении СУ-76И обозначает иностранную базу для самоходки. На самом деле, САУ была принята на вооружение под обозначением «СУ С-1». В послевоенной печати встречается также обозначение «СУ-76 (С-1)». Машины этой марки серийно выпускались на московском заводе № 37 с марта 1943 года. В отличие от ранее изготовленных самоходных гаубиц рубка в новой САУ получила наклонные борта, что повышало их снарядостойкость.
СУ-57
В августе 1943 года проведены испытания изготовленной заводом № 38 машины СУ-57, представляющей собой установку качающейся части ЗиС-2 в лёгкую САУ СУ-76М. На вооружение машина не принималась по причине несоответствия концепции противотанковой САУ (военные требовали от машин этого типа наличия полностью закрытого корпуса и противоснарядного бронирования).
СУ-76М или Самоходная установка — с орудием 76,2 мм.
Самоходка выполнена на базе лёгких танков Т-60, Т-70 и предназначалась для непосредственного сопровождения пехоты, имела противопульное бронирование. Основное вооружение позволяло бороться с лёгкими и средними танками противника. Самый лёгкий и самый массовый тип САУ из выпускавшихся в Союзе ССР в годы Великой Отечественной войны и войны с Японией.
СУ-85
СУ-122
СУ-122 — средняя по массе советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса штурмовых орудий (с некоторыми ограничениями могла использоваться и в качестве самоходной гаубицы). Эта машина стала одной из первых разработанных в СССР САУ, принятых в крупносерийное производство. Стимулом для создания СУ-122 стали как необходимость максимального упрощения конструкции танка Т-34 в тяжёлых для СССР военных условиях середины 1942 года, так и стремление дать танковым и механизированным частям мощное и высокомобильное средство огневой поддержки. 30 ноября 1942 года на Уральском заводе тяжёлого машиностроения (УЗТМ, Уралмаш) закончилась постройка прототипа СУ-122 и, ввиду нехватки самоходной артиллерии, СУ-122 была уже в декабре запущена в серийное производство. В его процессе машина подвергалась многочисленным доработкам, связанным с её поспешным тестированием и принятием на вооружение. Выпуск СУ-122 был прекращён в августе 1943 года из-за перехода на производство истребителей танков СУ-85, созданных на базе СУ-122. Всего было построено 640 самоходок.
СУ-100
СУ-100 — советская противотанковая самоходная артиллерийская установка периода Второй Мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе. Была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 — начале 1944 года как дальнейшее развитие САУ СУ-85 ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками. Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 года[сн 2] и продолжался до начала 1948[2] года. Кроме того, в 1953—1956 годах её производство под обозначением SD-100 по советской лицензии осуществлялось в Чехословакии. Всего там собрали 770 установок. Всего же в СССР и Чехословакии было выпущено 4011 САУ этого типа[сн 1].
Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года[3], и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным[4]. После войны СУ-100 неоднократно модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской армии. СУ-100 также поставлялись союзникам СССР и участвовали в ряде послевоенных локальных конфликтов, в том числе наиболее активно — в ходе арабо-израильских войн. К концу XX века СУ-100 была снята с вооружения в большинстве использовавших её стран, но, тем не менее, в некоторых из них, по состоянию на 2007 год, всё ещё остаётся в строю[5].
СУ-101
СУ-101 — опытная советская средняя самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны. Была создана в конструкторском бюро УЗТМ осенью 1944 — весной 1945 года на основе шасси средних танков Т-44 и Т-34-85 и предназначалась для замены САУ СУ-100. Были разработаны два варианта САУ, различавшиеся лишь вооружением: СУ-101, со 100-мм пушкой Д-10С и СУ-102, со 122-мм пушкой Д-25-44С. В апреле—мае 1945 года были изготовлены один или два прототипа СУ-101 и один прототип СУ-102, в течение лета и осени того же года успешно прошедших заводские испытания. Несмотря на перспективность САУ и высокие для своего времени характеристики, с окончанием войны было принято решение о прекращении дальнейших работ по ним, в связи с нецелесообразностью развёртывания выпуска новой САУ, базировавшейся на агрегатах танков военного периода, не в полной мере отвечавших требованиям эксплуатации мирного времени. Опыт работы над СУ-101 и СУ-102, вместе с тем, был использован в работах над послевоенными проектами САУ.
СУ-152
СУ-152 (изначально Объект 236, КВ-14, СУ-14) — тяжёлая советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) времён Великой Отечественной войны, построенная на базе тяжёлого танка КВ-1с и вооружённая мощной 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С.
По своему боевому предназначению СУ-152 являлась тяжёлым штурмовым орудием; ограниченно могла выполнять функции самоходной гаубицы. Постройка первого прототипа СУ-152 была закончена на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) 24 января 1943 года, со следующего месяца начался серийный её выпуск. В связи со снятием с производства танка-базы КВ-1с СУ-152 в декабре 1943 года были заменены в производстве равноценной по вооружению и лучше бронированной ИСУ-152, всего было построено 670 самоходно-артиллерийских установок этого типа. Боевой дебют СУ-152 состоялся летом 1943 года в сражении на Курской дуге, где она проявила себя как эффективный истребитель новых тяжёлых немецких танков и САУ. Наиболее активно СУ-152 применялись во второй половине 1943 года и начале 1944 годов, позже их число в войсках неуклонно уменьшалось вследствие боевых потерь и износа ходовой части и моторно-трансмиссионной группы. Заменой вышедшим из строя СУ-152 в частях советской самоходной артиллерии стали более совершенные ИСУ-152.
ИСУ-122
ИСУ-122 (Объект 242) — советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. В названии машины аббревиатура ИСУ означает «самоходная установка на базе танка ИС» или «ИС-установка»; буква «И» в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ» боевой техники такого класса потребовалась для отличия от САУ того же калибра СУ-122 на другой танковой базе. Индекс 122 обозначает калибр основного вооружения машины.
Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в декабре 1943 года и принята на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) 12 марта 1944 года. Месяцем позже началось её серийное производство на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ), продолжавшееся по август 1945 года. Помимо РККА, ИСУ-122 состояли на вооружении армий Польши и Чехословакии, единичные трофейные машины использовались вермахтом.
В послевоенный период ИСУ-122 прошли модернизацию и достаточно долго состояли на вооружении Советской армии. Начиная с середины 1960-х годов, ИСУ-122 были сняты с вооружения Советской армии; некоторое количество уцелевших от разрезки на металл машин сейчас служат памятниками и экспонатами в музеях различных стран мира. Поставлялась также ряду стран, в большинстве из которых она снята с вооружения, но некоторое количество ИСУ-122 всё ещё, по состоянию на 2007 год, используется армией Вьетнама[1].
ИСУ-122с
ИСУ-152
ИСУ-152 (Объект 241) — советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. В названии машины буква «И», в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ» — самоходная установка, означает «на базе танка ИС». САУ того же калибра под названием СУ-152 выпускалась на другой танковой базе. Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины.
Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в июне — октябре 1943 года и принята на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) 6 ноября того же года. Тогда же началось её серийное производство на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ), продолжавшееся до 1946 года. Весной 1945 к производству подключился Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ), собравший некоторое количество машин до 1947 года. Внешне ленинградские САУ отличались неподвижной бронировкой орудия — она не имела характерных рёбер по краям, боковины были более дутыми. На части машин она крепилась болтами снаружи, а не изнутри. ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны, практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии. Помимо РККА, ИСУ-152 состояли на вооружении армий Польши и Чехословакии, единичные трофейные машины использовались Вермахтом и армией Финляндии. Известна только одна фотография (датированная 1944 г.) с ИСУ-152, используемой армией Финляндии.
СУ-100-Y
СУ-100-Y (читается как СУ-сто-игрек) — экспериментальная советская тяжёлая самоходная артиллерийская установка, построенная на базе опытного тяжёлого танка Т-100. Была выпущена в 1940 году в единственном экземпляре. Эпизодически применялась в ходе битвы за Москву зимой 1941—1942 годов.
СУ-14-2
СУ-14-2 Разработана в 1937 году на базе шасси танка Т-28 с использованием отдельных агрегатов танка Т-35, в 1940 году оснащена дополнительным броневым экранированием. Изначально предназначалась для разрушения долговременных укреплений противника. Вооружение: 152-мм пушка БР-2, четыре пулемёта ДТ. Экипаж — 7 человек. СУ-14-2 принимала участие в боевых действиях при обороне Москвы, где использовались для стрельбы с закрытых позиций возле станции Кубинка по наступающим войскам немцев. Основным отличием СУ-14-2 от СУ-14-1 было наличие 152-мм орудия БР-2 в бронированной рубке.
Зенитная артиллерия
М-4
М4 — счетверённая зенитная пулемётная установка (ЗПУ; по тогдашней терминологии — «комплексный пулемёт»), разработанная коллективом Н. Ф. Токарева (сыном Ф. В. Токарева) в 1928—1931 годах.
Счетверённая зенитно-пулемётная установка образца 1931 года отличалась от обычного пулемёта Максима образца 1910 наличием устройства принудительной циркуляции воды и большей ёмкостью пулемётных лент — на 500 патронов вместо обычных 250. Пулемётные системы Максима стали самым распространённым оружием армейской ПВО. Используя зенитные кольцевые прицелы, установка была в состоянии вести эффективный огонь по низколетящим самолётам противника (максимально на высотах до 1 400 метров при скорости до 500 км/час). Эти установки также часто использовались для поддержки пехоты[источник не указан 3414 дней].
37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года (61-К)
Полное официальное название орудия — 85-мм зенитная пушка образца 1939 года. Оно активно использовалось в Великой Отечественной войне как в роли собственно зенитного, так и противотанкового орудия, а после её окончания долго состояло на вооружении Советской Армии ВС СССР до принятия на вооружение зенитных ракетных комплексов. Пушка 52-К передавалась или продавалась в другие страны для оснащения их вооружённых сил. Часть зениток 52-К после снятия с вооружения была переделана для мирного применения в горной местности в качестве противолавинных орудий.
В годы войны орудие послужило основой для разработки длинноствольных танковых пушек Д-5 и ЗИС-С-53, которые устанавливались на противотанковую САУ СУ-85 и танки Т-34-85, КВ-85 и ИС-1.
Комментариев нет:
Отправить комментарий