Мотоциклы и легкие танки РККА до 1945г

М-72



 М-72 — советский тяжёлый мотоцикл. Копия немецкого мотоцикла BMW R71.

Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год на заводах ММЗ (Москва), Серп и молот (Харьков), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград), КМЗ (Киев), "Завод им. Лепсе" (Киров). Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал.

Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в одиночном варианте.



аэросани НКЛ-16/41





аэросани «НКЛ-16» с толкающим винтом выпускались с 1937 г. в трехлыжном варианте в транспортном и санитарном исполнении. Пассажирские аэросани оборудовались двумя диванами, а санитарные — двумя носилками и одним креслом для сопровождающего или сидячего пострадавшего. Оборудование кабины водителя санитарных или пассажирских аэросаней существенно не отличалось. Усовершенствованная модель машины, выполненная по четырехлыжной схеме  получила обозначение «НКЛ-16/41» и  выпускалась в 1940-1941 гг. С 1942 г. в санях увеличили объем кабины,  усилили и модернизировали амортизационные стойки,  перенесли топливный бак внутрь корпуса. Эти сани выпускались под индексом «НКЛ-16/42». Во время войны они применялись для оперативной связи, доставки военных грузов, на них осуществлялись патрульные, десантные и боевые операции. При переброске десантов аэросани не только принимали бойцов с полным вооружением на борт, но и буксировали на специальных тросах 18-20 лыжников.

Т-18 (МС-1 — малый сопровождающий)


Т-18 (МС-1 — малый сопровождающий) — советский лёгкий танк непосредственной поддержки пехоты 1920-х годов. Создан в 1925—1927 годах. Стал первым танком советской разработки. Серийно производился с 1928 по 1931 год, всего в нескольких вариантах было выпущено 959 танков этого типа, не считая прототипа. В конце 1920-х — начале 1930-х годов Т-18 составлял основу танкового парка РККА, но довольно быстро был вытеснен более совершенным Т-26. Применялся в бою в конфликте на КВЖД, но в 1938—1939 годах устаревшие и достигшие крайней степени износа Т-18 были в основном сняты с вооружения или использовались как неподвижные огневые точки. В незначительном количестве использовались на начальном этапе Великой Отечественной войны.[1]


Т-27









Т-27 — советская танкетка. Выпускалась в 19311933 годах.
Выпуск Т-27 начал в 1931 завод «Большевик» (выпущено 45 машин), затем завод № 37 и ГАЗ. Всего было сдано 3155 танкеток. Выпуск Т-27, в отличие от выпуска других танков в то время, не сопровождался большими сложностями, поскольку танкетка была очень технологична (широко использовались автомобильные агрегаты).


Т-37А







Т-37А — советский малый плавающий танк (в документах иногда также именуется танкеткой[1]). В литературе танк часто обозначается как Т-37, однако формально это название носил другой танк, не вышедший за стадию прототипа. Т-37А — первый серийный плавающий танк в мире[2].

По советской классификации 1933 года «О системе танкового вооружения РККА» являлся основным танком типа разведывательный танк[3].

Создан в 1932 году на основе британского плавающего танка фирмы «Виккерс» и опытных плавающих танков советской разработки. Серийно производился с 1933 по 1936 год, после чего был заменён в производстве более совершенным Т-38, разработанным на основе Т-37А. В общей сложности за четыре года выпуска было изготовлено 2555 танков Т-37А, включая прототип и 75 ХТ-37[4]

Т-38










Т-38 — советский малый плавающий танк (в документах иногда также именуется танкеткой[1]). Эта боевая машина была разработана в 1936 году на основе танка Т-37А и по существу являлась его улучшенной версией. В ходе серийного производства с 1936 по 1939 год было выпущено 1340 Т-38[2]. В Рабоче-крестьянской Красной армии они предназначались для задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Т-38 массово использовались во время Польского похода РККА 1939 года, советско-финской войны 1939—1940 годов и в боях начального периода Великой Отечественной войны. Единичные уцелевшие танки этого типа воевали на фронте вплоть до 1944 года включительно, а в тыловых учебных частях и подразделениях они применялись вплоть до окончания войны[1].



Т-26 


Модель образца 1931 г. (двухбашенный, пулеметный)




Модель образца 1932 г. (двухбашенный, пушечно-пулеметный)



Модели образца 1933/34/35/36/37 гг. (с цилиндрической башней)





Модель образца 1938/39 гг. (с конической башней)










Т-26А — советский опытный артиллерийский танк.


Т-26 — советский лёгкий танк. Cамый многочисленный танк Красной и финской Армий к началу Великой Отечественной войны и Армии испанской Республики гражданской войны в Испании, второй по количеству выпущенных после Т-34 советский танк 1930-х — 1940-х годов[4]. Создан на основе британского танка Vickers Mk E (также известного как «Виккерс 6-тонный»), закупленного в 1930 году. Принят на вооружение в СССР в 1931 году.



Д-38








В 1931 году на вооружение РККА поступили колёсно-гусеничные танки БТ-2, оснащённые только пулемётным вооружением. Башня предусматривала установку 20-мм или 37-мм пушки, снаряды которой могли разрушать лёгкие укрепления и пробивать броню слабозащищённых танков и машин. В целях усиления огневой мощи инженер Н. И. Дыренков начал разработку новой модели танка. Один из вариантов модернизации БТ-2, созданный при помощи ведущего инженера Н. Гуленко, получил название Д-38. В январе 1932 года появился первый опытный экземпляр данного танка.

БТ-2

бт-2 пулеметный







бт-2 пушечный








БТ-2 (БТ, Б-Т) — советский лёгкий колёсно-гусеничный танк. Советский аналог американского танка М.1931. Первый серийный танк семейства БТ («Быстроходные танки»). Принят на вооружение в соответствии с военной доктриной, определившей преимущества скоростных крейсерских танков, способных в кратчайшие сроки покрывать большие расстояния и действовать на оперативных просторах. Выпускался серийно ХПЗ в 19321933 годах.

БТ-5 





БТ-5 — советский лёгкий колёсно-гусеничный танк. Серийный танк семейства БТ («Быстроходные танки»). Принят на вооружение в соответствии с военной доктриной, определившей преимущества скоростных крейсерских танков, способных в кратчайшие сроки покрывать большие расстояния и действовать на оперативных просторах. Выпускался серийно ХПЗ в 19331935 годах.


РБТ-5 







РБТ-5 — ракетный танк, созданный на базе БТ-5 в Советском Союзе в начале 1930-х годов.

Ракетный колесно-гусеничный танк РБТ-5, вооруженный двумя 250-кг «танковыми торпедами» (ракетами). Работы над проектом начались в 1933 году с создания установки для пуска двух ракет массой по 250 кг каждая (в то время их именовали танковыми торпедами — ТТ). Работы проводились сотрудниками НИИ ВАММ под руководством военного инженера второго ранга Тверского Михаила Николаевича. Опытный образец установки был изготовлен на московском заводе № 37, а её монтаж на танк БТ-5 был осуществлен на ХПЗ. Машина отличалась от серийного танка БТ-5 размещением снаружи башни двух установок для пуска 250-кг танковых торпед (ракет) с сохранением основного оружия — 45-мм танковой пушки. Клепаная конструкция пусковой установки была выполнена по типу фермы, собранной из швеллеров. Вооружение танка ракетами большого калибра предусматривало борьбу с «массовым танковым противником по машинам крупного тоннажа», ДОТами и узлами сопротивления противника на дальности порядка километра. Экспериментальная реальная дальность огня с возвышения установки 43 градуса — 1280 метров. На стрельбах 19 июля 1936 года — 1450 и 1350 метров, полёт устойчивый, правильный. Заряд тротила (или аммонала, как более стойкого к попаданиям осколков и пуль) — 130 кг. Вес реактивного заряда — достаточно скромные 13,5 кг в 95 шашках полного сгорания. Длина торпеды 1805 мм. Наибольший диаметр — 420 мм. Взрыватели — мгновенного срабатывания и авиационные, с замедлением от 0,15 до 20 секунд.



БТ-7 





бт-7 с поручневой  антенной











БТ-7А — танк артиллерийской поддержки с 76-мм пушкой в увеличенной башне





БT-42 (фин. BT-42) — финское штурмовое орудие периода Советско-финской войны 1941—1944 годов, созданное в 1942 году на базе трофейного советского лёгкого танка БТ-7





БТ-7 — советский колёсно-гусеничный танк периода 1930-1940-х годов. Третий танк семейства советских лёгких танков БТ («Быстроходный танк»). В отличие от своих предшественников БТ-2 и БТ-5, имел сварной корпус несколько изменённой формы и новый двигатель. Вооружение аналогично БТ-5. Выпускался, как и БТ-5, в варианте с радиостанцией и без радиостанции. Всего произведено 5763 (4800 БТ-7, 155 БТ-7А, 790 БТ-7М и 18 финских BT-42) машины.





Т-40 

Т-40 с пулеметом ДШК


Т-40 — советский лёгкий (малый по классификации своего времени) плавающий танк периода Второй мировой войны.

Разработан в первой половине 1939 года на московском заводе № 37 под руководством Н. А. Астрова, ведущего разработчика всей советской линейки малых и лёгких танков того периода. В декабре того же года Т-40 был принят на вооружение Красной армии и серийно выпускался на заводе № 37.

Производство Т-40, включая его сухопутные варианты, продолжалось до декабря 1941 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-60.




Т-50




Т-50 — советский лёгкий танк периода Великой Отечественной войны. Разработан в 1940 году на заводе № 174 в Ленинграде под руководством С. А. Гинзбурга на базе лёгкого танка Т-126 (СП). Также в его создании принимали активное участие конструкторы И. С. Бушнев и Л. С. Троянов.

В 1941 году Т-50 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной армии, и завод № 174 начал его серийный выпуск. Однако после начала Великой Отечественной войны из-за угрозы захвата Ленинграда противником завод № 174 был сначала эвакуирован в Чкалов (Оренбург), затем ещё раз в Омск. Из-за нехватки двигателей и организационных проблем с развёртыванием выпуска продукции на новых местах производство Т-50 было завершено в марте 1942 года.





Т-60 




Т-60 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-60 продолжалось до февраля 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-70. Всего было выпущено 5720 лёгких танков Т-60, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1943 годах. Небольшое число уцелевших в боях Т-60 использовалось как танки-разведчики, тягачи, учебные машины вплоть до конца войны. В число выпущенных танков также входят и шасси, переданные под установку БМ-8-24 класса реактивных систем залпового огня. Вскоре после окончания войны Т-60 был снят с вооружения Советской Армии, до настоящего времени сохранилось шесть[4] подобных танков в музеях России и Финляндии.




Т-70 










Т-70 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в октябре — ноябре 1941 года на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В январе 1942 года Т-70 был принят на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-70 продолжалось до октября 1943 года, когда, по результатам боевых действий лета этого года и большой надобности РККА в самоходно-артиллерийских установках СУ-76 на его базе, было принято решение о прекращении его серийного выпуска. Всего был выпущен 8231[1][2] танк этого типа.

Начиная с лета 1942 года лёгкие танки Т-70 приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны. Апогеем их боевой службы стала Курская битва, после чего они стали исчезать из частей Красной армии, хотя отдельные экземпляры использовались вплоть до конца войны. По количеству выпущенных машин Т-70 стал вторым по численности типом танков в Красной армии 1941—1945 гг. На базе Т-70 в конце 1942 года была построена лёгкая самоходно-артиллерийская установка непосредственной поддержки пехоты СУ-76, ряд прототипов лёгких танков с улучшенным вооружением или эргономикой и опытные образцы зенитных танков. Вскоре после окончания войны Т-70 был снят с вооружения Советской армии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий