Техника вермахта
Pz.Kpfw.38(t)
Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug
Panzerkampfwagen I
Panzerkampfwagen I (Pz.Kpfw.I, Pz.I; транслитерируется как Панцеркампфваген I) — германский лёгкий танк 1930-х годов. В западной литературе распространено также название Panzer I (Панцер I), в советской литературе традиционно обозначался как Т-1. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носил индекс Sd.Kfz.101. Первый германский серийный танк после окончания Первой мировой войны, Pz.Kpfw.I был разработан в 1930—1934 годах фирмами «Крупп» и «Даймлер-Бенц». Серийно производился с 1934 по 1937 год, всего было выпущено 1575 танков этого типа.
В середине — второй половине 1930-х годов Pz.Kpfw.I составил основу только что созданных германских бронетанковых войск и оставался в этой роли вплоть до 1937 года, когда началось массовое производство более совершенных танков. Первое боевое применение танка состоялось в 1936 году в ходе гражданской войны в Испании, позднее танк активно использовался германскими войсками на начальном этапе Второй мировой войны. К 1941—1942 годам он был полностью заменён более современными танками и по причине крайней устарелости снят с вооружения, однако в роли учебно-тренировочной машины Pz.Kpfw.I использовался вплоть до конца войны. Помимо вермахта, Pz.Kpfw.I поставлялся, в основном в незначительных количествах, в ряд других стран, в том числе в Испанию, где танки этого типа продолжали эксплуатироваться вплоть до конца 1940-х годов.
Panzerkampfwagen II
Pz.Kpfw. II (полное название — Panzerkampfwagen II, также известен как Sd.Kfz. 121 и Т-II) — немецкий лёгкий танк времён Второй мировой войны.
Разработан в 1934 году. В различных модификациях производился до 1943 года. В начале Второй мировой войны такие танки составляли 38 процентов танкового парка вермахта. Первые модификации Pz.Kpfw. II в боях оказались слабее по вооружению и бронированию практически всех танков аналогичного класса: польских 7TP, французских R35 и H35, чешских LT vz.38, советских Т-26 и БТ. Начиная с 1938 года, модификации Pz.Kpfw. II Ausf. C существенно превосходили по бронированию лёгкие танки аналогичного класса: польские 7TP, советские Т-26 и БТ. Лишь в 1942 году их вывели из состава танковых полков и частично использовали либо в штурмовых артиллерийских бригадах, либо на второстепенных участках фронта. Шасси танка Pz.Kpfw. II было выпущено в количестве более 3500 штук вместе с собственно танками.
Panzerkampfwagen III
Panzerkampfwagen III — немецкий средний танк времён Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год. Сокращёнными названиями этого танка являлись Pz.Kpfw.III, Panzer III, Pz.III. В ведомственном рубрикаторе военной техники нацистской Германии этот танк имел обозначение Sd.Kfz. 141 (Sonderkraftfahrzeug 141 — машина специального назначения 141). В советских исторических документах и популярной литературе Pz.Kpfw.III именовался как «Тип 3», Т-III или Т-3.
Эти боевые машины использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны. Последние записи о боевом применении Pz.Kpfw.III в штатном составе подразделений вермахта датируются серединой 1944 года, одиночные танки воевали вплоть до капитуляции Германии. С середины 1941 по начало 1943 года Pz.Kpfw.III был основой бронетанковых войск вермахта (панцерваффе) и, несмотря на относительную слабость по сравнению с современными ему танками стран антигитлеровской коалиции, внёс значительный вклад в успехи вермахта того периода. Танки этого типа поставлялись армиям стран-союзников Германии по Оси. Захваченные Pz.Kpfw.III с хорошими результатами использовались Красной армией и союзниками. На базе Pz.Kpfw.III в Германии и СССР создавались самоходно-артиллерийские установки (САУ) различного назначения.
PzKpfw IV
«Пантера» (нем. Panzerkampfwagen V Panther, сокр. PzKpfw V Panther) — немецкий средний танк периода Второй мировой войны.
Танк разработан фирмой MAN в 1941—1942 годах как ответ на появление на фронтах советского танка Т-34. «Пантера» была вооружена орудием меньшего калибра, чем «Тигр», и по немецкой классификации считалась средним танком. В советских же документах «Пантера» по своим боевым и техническим данным относилась к тяжёлым танкам[2][3]. 75-мм пушка «Пантеры» по бронебойному действию превосходила основное вооружение танка «Тигр» — пушку 8,8 cm KwK 36 L/56[4]. В ведомственной сквозной системе обозначений военной техники нацистской Германии «Пантера» имела индекс Sd.Kfz. 171. Начиная с 27 февраля 1944 года известен под обозначением Panzerkampfwagen V Panther.
Боевым дебютом «Пантеры» стала битва на Курской дуге. Впоследствии танки этого типа активно использовались вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий. Танк имел ряд недостатков, был сложен в производстве и эксплуатации. На базе «Пантеры» выпускались противотанковые самоходные артиллерийские установки «Ягдпантера», инженерный танк «Bergepanther» и ряд специализированных машин для инженерных и артиллерийских частей немецких вооружённых сил.
Panzerkampfwagen VI Ausf.H — E, «Тигр»
Panzerkampfwagen VI Ausf.H — E, «Тигр» — немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны, прототипом которого являлся танк VK4501 (H), разработанный в 1942 году фирмой «Хеншель». Наряду с прототипом фирмы «Хеншель» руководству Рейха был представлен и проект Фердинанда Порше — VK4501 (P), но выбор военной комиссии пал на вариант «Хеншель».
Впервые танки «Тигр» приняли участие в боевых действиях 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом, массированно начали применяться при взятии Харькова в феврале — марте 1943 года. Использовались вермахтом и войсками СС вплоть до окончания Второй мировой войны.
Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Tiger II», или «Королевский тигр»
Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Tiger II», или «Короле́вский тигр» (нем. «Königstiger»[1]) — немецкий тяжёлый танк заключительного периода Второй мировой войны. Производился серийно с января 1944 года по март 1945 года. Всего выпущено три опытных и 489 серийных танков.Последний серийный тяжёлый танк нацистской Германии[2]. Благодаря мощной 88-мм пушке был способен поражать в лобовой проекции все танки антигитлеровской коалиции периода Второй мировой войны на дистанциях более 2,5 км, что значительно превышало эффективную дальность стрельбы танковых пушек союзных войск[3]. Толстые листы брони, расположенные под рациональными углами наклона, обеспечивали танку высокую защиту от большинства противотанковых средств того времени. Вместе с тем, высокий вес и недостаточная мощность двигателя обусловили невысокие ходовые качества и общую низкую надёжность «Тигра II».
Panzerkampfwagen VIII «Maus»
Panzerkampfwagen VIII «Maus» (Maus — «Мышь», иное название — Porsche Typ 205 или Pzkpfw.VIII Maus) — сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса — 188,9 тонн). Было построено всего два экземпляра машины. В боевых действиях не участвовал. На сегодняшний день в мире сохранился только один танк «Маус», собранный из частей обоих экземпляров, в Техническом центре в парке «Патриот»[5]. Hetzer
10.5cm leFH18(Sf) auf Geschutzwagen 39H
StuG III
Sturmgeschütz III (StuG III; Штурмгешютц III, Штуг III) — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка PzKpfw III. Серийно выпускалась в различных модификациях с 1940 по 1945 год и стала самым массовым по численности представителем бронетехники вермахта (выпущено порядка 9250 САУ с 75-мм орудиями).
Полное официальное название машины — Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütz III mit 7,5-cm-Sturmkanone 37 oder 40. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии САУ обозначалась как Sd.Kfz. 142. StuG III также обозначается как StuG 40, в советской литературе эту машину именовали «Арт-Штурм». StuG III активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны и в целом получили хорошие отзывы немецкого командования: по отчётам гитлеровцев, к началу 1944 на счету StuG III было около 20 000 танков противника[1]. Захваченные Красной армией StuG III переделывались в САУ СГ-122. Низкий силуэт, высокая эффективность орудия и малозаметность на поле боя стали причиной прозвища "Гадюка" - за способность внезапно наносить "жалящие" удары советской бронетехнике.
StuG IV
Серийно выпускалась с декабря 1943 по апрель 1945, всего выпущена 1163 машины. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd.Kfz.163[9]. Стимулом для создания подобной боевой машины стало недостаточное число штурмовых орудий StuG III. Поскольку развёртывание производства StuG III на имевшихся производственных мощностях фирмы «Крупп-Грузон» (производителя среднего танка PzKpfw IV) было бессмысленным с экономической точки зрения, был разработан проект установки рубки от StuG III на шасси PzKpfw IV. Этот проект стал отправной точкой в производстве StuG IV. С января 1944 года фирма «Крупп-Грузон» прекратила выпуск танка-базы и полностью перешла на производство StuG IV. Эти САУ активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны.
JagdPz IV
Jagdpanther
«Ягдпантера» (нем. Jagdpanther) — тяжёлая по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков времён Второй мировой войны.
«Ягдпантера» сконструирована на базе танка «Пантера» PzKpfw V Ausf. G и имеет компоновку, близкую к компоновке советской САУ СУ-85 (низкий корпус совершенной конфигурации). Для тяжёлой машины «Ягдпантера» обладала хорошей скоростью и проходимостью. С другой стороны, самоходка унаследовала от базовой машины ряд недостатков, в первую очередь невысокую механическую надёжность и относительно тонкую бортовую броню.
С октября 1943 по апрель 1945 заводами MIAG (Брауншвейг), MNH (Ганновер), MBA (Потсдам) произведено два прототипа и 413 серийных «Ягдпантер».
Wespe
Hummel
«Náshorn» («Носорог»)
«Náshorn» («Носорог»), полное название — 8.8 cm PaK 43/1 auf Geschützwagen III/IV (Sf) — немецкий истребитель танков (ИТ) периода Второй мировой войны, средний по массе.
Был создан в 1942 году, параллельно с САУ «Хуммель», выпускался на шасси Geschützwagen III/IV, в котором одинаково широко использовались детали от PzKpfw III и PzKpfw IV. Предназначался для борьбы с советскими тяжёлыми танками. До 27 января 1944 года назывался «Хорниссе» (нем. Hornisse — «шершень»). В системе обозначений германской бронетехники периода Второй мировой войны имел индекс Sd.Kfz. 164.
«Насхорн» производился серийно с весны 1943 года и практически до самого конца войны, всего было выпущено 494 ИТ этого типа. «Насхорны» вплоть до конца войны активно использовались войсками. Недостатком ИТ являлось лёгкое, противопульное бронирование, однако мощнейшая 88-мм пушка с лёгкостью могла поражать любой из участвовавших в боевых действиях танков противника. Дистанция поражения любого советского или союзного танка до появления ИС-2 и поздних модификаций «Черчилля» составляла до 3000 м.
«Ягдтигр»
Sturer Emil (с нем. — «Упрямый Эмиль»; полное название 12,8 cm Selbstfahrlafette V (Pz.Sfl. V) für 12,8 cm K.40). В войсках получила прозвище «Sturer Emil», то есть «Упрямый Эмиль», с намеком на игру слов (Emil вместо Esel — осёл). Экспериментальная немецкая самоходная артиллерийская установка (САУ) времён Второй мировой войны.
38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger
Самоходная мортира «Карл»
Фирма «Рейнметалл-Борзиг» изготовила семь самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя:
7,5 cm leichtes Infanteriegeschütz 18
7,5 cm leichtes Infanteriegeschütz 18 (сокр. 7,5 cm leIG 18, 7,5 cm le.IG.18 или 7,5 cm le.I.G. 18, произносится приблизительно как ля́йхтес[сн 1] инфантери́гешютц) — немецкое лёгкое пехотное орудие периода Второй мировой войны. Эта артиллерийская система была разработана в 1927 году фирмой «Рейнметалл» для непосредственной поддержки пехоты в бою, но, в отличие от сходных образцов в армиях других стран, имела очень большой максимальный угол возвышения и раздельно-гильзовое заряжание с переменной мощностью метательного заряда. В результате орудие обладало очень широкими возможностями по выбору траектории полёта снаряда и, как следствие, высокой эффективностью и гибкостью в применении. Фактически оно сочетало в себе свойства пушки, гаубицы и мортиры. В начале 1930-х годов le.IG.18 было принято на вооружение рейхсвера. После преобразования последнего в вермахт оно активно использовалось им и войсками СС во Второй мировой войне с момента её начала и до безоговорочной капитуляции Третьего рейха. Для обозначения этих орудий в Красной Армии использовался термин «75-мм немецкое лёгкое пехотное орудие обр. 18».
7,5 cm Pak. 40
10,5 cm leFH 18
8,8 cm FlaK 41
Nebelwerfer
Nebelwerfer (с нем. — «туманомёт») — германская реактивная система залпового огня времён Второй мировой войны. Вместе с советскими «Катюшами» Nebelwerfer был первой массово использовавшейся реактивной системой залпового огня[1].
«Nebelwerfer» появился в начале 1930-х годов и был изначально ориентирован на применение только химического оружия: метание дымовых и химических снарядов[2][3][4][5] (как первоначально планировалось применять и советские «Катюши»)[6]. Однако фактически использовался для стрельбы осколочно-фугасными снарядами[2].
Flakpanzer 38(t)
Наименования Flakpanzer 38(t) в действительности не существовало. Официальное название — Panzerkampfwagen 38 für 2 cm Flak 38 — германская зенитная самоходная установка (ЗСУ) периода Второй мировой войны, на шасси танка Pz Kpfw 38(t). По ведомственной системе обозначения бронетехники имела индекс Sd.Kfz.140. Создана фирмой B.M.M. После испытания прототипа последовал заказ на 150 машин. Всего с ноября 1943 по февраль 1944 года была выпущена 141 ЗСУ этого типа. В 1944—1945 годах они активно использовались в Италии и на Западном фронте, показав хорошие результаты в борьбе с низколетящими самолётами.
Flakpanzer IV «Ostwnd»
Флакпанцер IV «Оствинд» (нем. Flakpanzer IV «Ostwind» — восточный ветер), полное название — 3,7 cm Flak 43 auf Sfl PzKpfw IV — немецкая зенитная самоходная установка (ЗСУ) времён Второй мировой войны на базе среднего танка PzKpfw IV. Она была разработана в 1944 году в качестве преемника более ранней зенитной самоходной установки Wirbelwind.
Башня танка Panzer IV была снята и заменена шестиугольной башней с открытым верхом, в которой размещалось одно 37-мм орудие Flak 43. В дополнение к своей роли в качестве зенитного оружия, скорострельная пушка производства компании Rheinmetall была высокоэффективной в качестве САУ для подавления слабобронированной техники и слабозащищенных укреплений. Предпочтительнее было бы разработать полностью закрытую машину, но этого было невозможно добиться из-за проблемы с задымлением боевого отделения в результате стрельбы из орудия. Производство машин было налажено на заводе под названием Deutsche Eisenwerke в Дуйсбурге.
Flakpanzer IV «Wirbelwind»
Flakpanzer IV «Wirbelwind» (рус. Противовоздушный танк IV «Смерч») — германская зенитная самоходная установка (ЗСУ) периода Второй мировой войны на базе самого массового танка вермахта — Pz. IV.
Flakpanzer V/20
После того как Германия лишилась господства в воздухе в 1943 году, в стране стали лихорадочно создавать разнообразные ЗСУ, способные хоть как-то решить проблему.
Первые немецкие ЗСУ, которые строились на базе полугусеничных транспортёров и танков Pz.Kpfw. IV имели открытые боевые рубки и очень страдали от огня с воздуха. Поэтому летом 1943 года, Управлением вооружений была инициирована разработка полностью новых ЗСУ с закрытыми башнями. Так как данные машины должны были иметь сходные характеристики с танками и не иметь проблем с обслуживанием, было принято решение для танковых дивизий, вооруженных танками Пантера и ЗСУ создавать на базе этой машины.
Bergepanther
«Бергепантера» (нем. Bergepanther), полное обозначение «Бронированная ремонтно-эвакуационная машина „Пантера“» (нем. Bergepanzerwagen Panther) — германская бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) периода Второй мировой войны. По германской ведомственной системе обозначений военной техники машина носила индекс Sd.Kfz.179. Была создана в марте—июне 1943 года на шасси среднего танка Pz.Kpfw.V «Пантера» и предназначалась для эвакуации бронемашин тяжёлого класса, таких как сама «Пантера» и «Тигр» .
В ходе серийного производства, продолжавшегося с июня 1943 и до февраля или апреля 1945 года было выпущено, по разным данным, от 290 до 347 «Бергепантер» , применявшихся германскими войсками на всех фронтах, где действовали тяжёлые бронемашины. После войны некоторое число БРЭМ этого типа использовалось армиями Чехословакии и Франции .
Bergetiger
Bergetiger — название, которое союзные войска дали немецкой бронированной гусеничной машине времен Второй мировой войны на базе Tiger . Автомобиль был найден брошенным на обочине дороги в Италии с неизлечимыми проблемами двигателя. Основное орудие было снято, а на башне установили стрелу и лебедку. Никакие другие модифицированные таким образом танки «Тигр» так и не были восстановлены.
Bergepanzer Tiger (P) VK 4501
В августе 1943 года три «Тигра» Порше на заводе «Нибелунгенверке» были переделаны в бронированную ремонтно-эвакуационную машину (БРЭМ) и осенью поступили в 653-й батальон истребителей танков по одной машине на роту.
Sd.Kfz. 7
Sd.Kfz.7/1 flakvierling 38
Sd.Kfz.7/2 flak 37
Sd.Kfz. 7 — немецкий полугусеничный тягач. Как и все полугусеничные тягачи, выпускавшиеся в годы войны в Германии, тягач SdKfz 7 имел передний управляемый автомобильный мост и гусеничный движитель. С каждого борта движителя оборудовалось по шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков. Ширина гусеницы составляла 360 мм.
Sws With Flak 43
Schwerer Wehrmachtschlepper ( sWS ; «Тяжёлый военный трактор») — немецкая полугусеничная машина времен Второй мировой войны, использовавшаяся в различных целях в период с 1943 по 1945 год. Небронированные модели использовались в качестве транспортных средств снабжения и тягачей для перевозки артиллерии. На бронированные версии устанавливались зенитные орудия или 10-ствольная реактивная установка ( Nebelwerfer ). До конца войны было построено менее тысячи, но производство улучшенной модели продолжилось и после войны на заводе Tatra в Чехословакии .
Sd.Kfz. 9
Sd.Kfz. 9 (нем. Sonderkraftfahrzeug 9, также известен как Famo) — немецкий полугусеничный бронированный тягач времён Второй мировой войны. Являлся самой тяжёлой полугусеничной машиной, выпускаемой Германией в тот период. В основном применялся для транспортировки орудий, в число которых входила 240-мм гаубица Kanone 3, и для ремонта машин. Всего за войну было выпущено около двух с половиной тысяч Sd.Kfz. 9.
Sd.Kfz. 250, Sonderkraftfahrzeug 250
- Sd.Kfz. 250/3 — leichter Funkpanzerwagen — бронемашина связи. В зависимости от уровня штаба, при котором служил бронетранспортёр, оснащался различными радиостанциями со штыревыми или рамочными антеннами. Существовало четыре варианта оснащения радиостанциями FuG 7, FuG 8, FuG 12 (в различных комбинациях). Вооружение — 1 пулемёт MG-34.
- Sd.Kfz. 250/9 — leichter Schützenpanzerwagen 2 cm — лёгкая разведывательная бронемашина. На ней была установлена башня от бронеавтомобиля Sd.Kfz. 222, которая позднее была заменена на башню от бронеавтомобиля Sd.Kfz. 234/1 Hangelafette 38. В башне находилась 20-мм автоматическая пушка KwK 38 с телескопическим прицелом TZF 3a и пулемёт MG 34. Боекомплект составлял 100 артвыстрелов и 500 патронов к пулемёту. Пушка могла наводиться по вертикали в пределах от −10° до +85°. Длина бронемашины составляла 4,56 м, ширина — 1,945 м, высота — 2,174 м. Боевая масса составляла 6,09 т, экипаж — 3 человека. На машине устанавливалась радиостанция FuG 12. Изготовлен 781 экземпляр.
Sd.Kfz. 250, Sonderkraftfahrzeug 250 (специальное автотранспортное средство 250) — германский лёгкий[1] полугусеничный бронетранспортёр периода Второй мировой войны.
В основном предназначался для транспортировки половины пехотного отделения. Выпускался в нескольких модификациях, для различных нужд. Всего было выпущено 6 628 единиц всех модификаций, из них Sd.Kfz. 250 Alte - 4250, Sd.Kfz. 250 Neu - 2378.
Sd.Kfz. 251
Sd.Kfz. 251/1 Ausf C c 3.7cm PaK35/36
Sd.Kfz.251, Sonderkraftfahrzeug 251 — германский средний полугусеничный бронетранспортёр периода Второй мировой войны.
Создан фирмой Hanomag в 1938 году на базе артиллерийского тягача Sd.Kfz. 11 и производился серийно с июня 1939 года по март 1945 года. Во время Второй мировой войны, Sd.Kfz. 251 наряду с лёгким Sd.Kfz. 250 являлся основным броневым транспортёром Германии, а также послужил основой для целого семейства боевых машин различного назначения.
Sd.Kfz.4/1
15 cm Panzerwerfer 42 auf Sf, или Sd.Kfz.4/1 по сквозной системе обозначений вермахта — германская самоходная РСЗО периода Второй мировой войны. Создана в 1942 году на базе полугусеничного грузового автомобиля Opel Maultier.
В ходе серийного производства в 1943—1944 годах выпущено 300 Sd.Kfz.4/1, а также 289 подвозчиков боеприпасов к ним Sd.Kfz.4 на той же базе. До конца 1943 года произведено 248 пусковых установок и 232 подвозчиков боеприпасов, а в 1944 году — 52 пусковых установки и 57 подвозчиков боеприпасов.
Sd.Kfz.4/1 активно использовались германскими войсками вплоть до конца войны, однако ввиду сравнительной малочисленности серьёзного влияния на ход боевых действий они не оказали.
Sd.Kfz. 222
Leichter Panzerspähwagen (2 cm), Sd.Kfz. 222 — германский лёгкий бронеавтомобиль 1930-х годов. Разработан фирмой Eisenwerken Weserhütte в середине 1930-х годов на роль разведывательной или штабной машины. Серийное производство началось в 1937 году и продолжалось до февраля 1944 года[1], всего выпущено 989 бронеавтомобилей этого типа[2]. Sd.Kfz. 222 использовались германскими войсками на всём протяжении Второй мировой войны, 12 их продано Китаю и 17 Болгарии[2].
Sd.Kfz. 231(6RAD)
Sd.Kfz. 231(8RAD)
Schwerer Panzerspähwagen 8-Rad — германский тяжёлый бронеавтомобиль 1930-х годов. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носил индекс Sd.Kfz. 231 (8-Rad)
Был разработан в 1934—1936 годах для замены не отвечавших новым требованиям неполноприводных трёхосных бронеавтомобилей Sd.Kfz. 231 (6-Rad) и стал первым в мире полноприводным четырёхосным бронеавтомобилем.
Sd.Kfz. 231 являлся одним из наиболее технически совершенных бронеавтомобилей своего времени и был способен действовать на пересечённой местности, обладая сравнимой с танками проходимостью[нет в источнике]. Серийное производство Sd.Kfz. 231 осуществлялось в 1936—1943 годах, всего было выпущено 605 бронеавтомобилей этого типа в линейном с маломощной радиостанцией FuSpr, или на поздних FuG SprGer f, и штыревыми антеннами с дальностью связи 3 км с места и 1 км на ходу[1] и ради́йном, под обозначением Sd.Kfz .232 с радиостанцией FuG Spr Ger a с большой рамочной антенной, или на поздних FuG SprGer f и мощной радиостанцией FuG 11 или FuG 12 с длинными штыревыми антеннами с метелкой[1] с дальностью связи до 200 км с места и 10-50 км на ходу[2], вариантах.
Sd.Kfz. 233
Производство пушечных бронемашин самостоятельно наладила фирма «Ф Шихау», переделав в октябре 1942 года десять бронемашин Sd. Kfz. 231. С них демонтировали башни, срезали крышу с боевого отделения и в получившейся открытой низкопрофильной рубке установили 75-мм короткоствольную пушку. Машина оказалась вполне удачной, и с декабря 1942 по октябрь 1943 года фирма «Ф. Шихау» выпустила еще 109 таких восьмиколесных бронеавтомобилей под обозначением Sd. Kfz. 233 (8-Rad).
Sd.Kfz. 234
Машина наблюдателя «Кугельпанцер» (нем. «Kugelpanzer», «танк-шар») — лёгкий бронеавтомобиль, спроектированный в нацистской Германии в 1930-х гг предположительно фирмой Крупп. По словам сотрудников бронетанкового музея в Кубинке, машина разработана в качестве подвижного наблюдательного пункта для корректировки огня артиллерии.
По состоянию на 2022 год происхождение и назначение машины точно не установлено.
Steyr 1500A
Krupp Protze
Полевая радио станция Kfz. 17 размещалась в закрытом деревометаллическом кузове с боковыми запасными колесами или без них. Открытые кузова собирала в основном фирма "Амби-Бадд", закрытые варианты компании "Глэзер" выполнялись на деревянном каркасе с обшивкой из бакелитовых или металлических панелей.
На шоссе они могли двигаться со скоростью 90 км/ч, на местности — до 50 км/ч. Расход топлива колебался в пределах 26-36 л на 100 км, запас хода — 300-420 км.
BMW R12
Sd.Kfz. 2
Volkswagen Typ 82 (Kübelwagen)
Mercedes-Benz W152/Type G5, по сравнению с предшественником Mercedes-Benz W139 (170 VL), имел увеличенную колесную базу, измененную конструкцию решетки радиатора. На автомобилях устанавливался четырехцилиндровый двигатель объемом 2006 см², мощностью 45 л.с.(при 3700 об/мин), который позволял развивать максимальную скорость в 85 км/час.
Все четыре колеса были ведущими. Коробка переключения передач — 5 ступенчатая, механическая. Первая передача имела низкое передаточное число 7,22:1 и использовалась для езды по бездорожью. Машина оснащалась гидравлическими тормозами, установленными на все колеса. Новая модель получилась на 600 кг тяжелее предшественника и могла нести лишь 250 кг полезной нагрузки. Хотя старые модели имели в двое лучшую грузоподъемность. Военные модели имели съемные стальные двери.
Военные не слишком охотно заказывали новинку, поэтому компания в октябре 1938 представила автомобиль широкой публике на Лондонском автомобильном салоне. Было предложено три кузова: туристический кабриолет со складной крышей, военный Kübelwagen и универсальный кузов для нужд полиции.
Opel Blitz
Sd.Kfz. 3
Bussing-NAG 4500-А
Компанией «Büssing-NAG» в 1938-1942 гг. выпускался грузовик в двух модификациях: «Bussing-NAG 500-А» (полноприводный) и «Bussing-NAG 500-S» (заднеприводный). В 1942 г. автомобили были модернизированы и получили обозначение «Bussing-NAG 4500-А» и «Bussing-NAG 4500-S». Они выпускались с различными кузовами и надстройками. На базе шасси выпускались также и автобусы. Всего, до конца войны, было выпущено 15 тысяч машин. ТТХ машины: длина – 8 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,8 м; колесная база – 4,8 м; клиренс – 290 мм; колесная формула – 4х2 или 4х4; снаряженная масса – 5,2 т; тип двигателя – 6-цилиндровый, дизельный; мощность двигателя – 105 л.с; грузоподъемность – 4,7 т; трансмиссия – 4-скоростная коробка передач; емкость топливного бака – 110 л; расход топлива – 28 л/100 км; запас хода – 440 км; максимальная скорость – 65 км/ч.
LG 3000 Funkkoffer Kfz.72
LG3000 был разработан Mercedes Benz в середине 1930-х годов как внедорожный трехосный грузовик (6x4). LG3000 был оснащен шестицилиндровым дизельным двигателем. LG3000 поставлялся в основном Люфтваффе и войскам пионеров. LG3000 впервые поступил на вооружение во время гражданской войны в Испании и продолжал использоваться на протяжении всей Второй мировой войны.
Техника Италии
Lancia Lince
M13/40
M13/40 (итал. Carro armato M13/40) — итальянский средний танк времён Второй мировой войны. По массе относился к лёгким танкам, однако по итальянской танковой классификации считался средним. Разработан фирмой Fiat-Ansaldo в 1938—1939 годах. Стал самым массовым итальянским танком Второй мировой: за время серийного производства в 1940 — 1941 годах было произведено 710 машин. Активно использовался итальянскими войсками в 1940—1943 годах. После капитуляции Италии небольшое количество машин использовались войсками Великобритании. Германии досталось 22 танка М13-40, получивших обозначение Pz.Kpfw. M13/40 735(i).
Техника Японии
Тип 97, «Ся Синся 2597 Чи-Ха», «2597», «Чи-Ха» (яп. 九七式中戦車 кю:нанасики тю:сэнся) — японский средний танк времён Второй мировой войны. Средним считался по японской классификации, по массе относился к лёгким танкам. Название танка происходит от слов «средний» (яп. 中 тю:, записывается катаканой как チュウ) и «третий» (яп. ハ ха), см. Ироха.
Разработан компанией «Мицубиси» в 1935—1937 годах, серийно производился с 1938 по 1943 год. Второй по массовости (после «Ха-Го») японский танк Второй мировой войны, «Чи-Ха» составлял основу японских бронетанковых сил и активно использовался на всех театрах военных действий, где воевали японские войска.
Тип 3 «Чи-Ну»
Комментариев нет:
Отправить комментарий